Родителям и спортсменам

Рекомендации родителям юных спортсменов.

Спорт немыслим без соревнований и, соответственно, победителей и побежденных. Конечно, побеждать хотят все, но и, проиграв, можно выиграть! У проигравшего есть два варианта поведения в ситуации проигрыша: огорчаться, искать виноватых, ругать себя и т.д., или проанализировать неудачное выступление, ошибку и сделать нужные выводы.

Полезно! Ошибку воспринимать не как оценку личности исполнителя («я допустила глупую ошибку, какая же я неудачница!»), а как измеритель степени усвоения действия: «Очень досадно, что я совершила эту ошибку, но это означает, что мне надо еще поработать над этим элементом, прыжком, вращением и т.д.» Учите ребенка проигрывать Достойно! Это значит, не обвиняя других (судейство, соперников и т.д.), иметь смелость признать, что есть над чем поработать самому.

Опасно постоянно думать о своей ошибке, «зацикливаться» на ней! В таком случае ошибка или неудача помимо вашей воли превращается в цель, которая удерживается в воображении и памяти. Таким образом, риск повторения ошибки в будущем становится огромным.

Как только действие усвоено и отработано, ошибки, совершаемые при усвоении этого действия необходимо забыть, а помнить только успешные действия, подолгу мысленно задерживаясь на них. Например, просматривать видеоматериалы, фотографии со своего (или любого другого спортсмена) успешного проката.

Уважаемые родители! Прежде чем сказать все, что Вы думаете о неудачном выступлении своего юного фигуриста, вспомните, что это было нелегко не только для Вас, но и для Вашего ребенка. Сейчас больше всего он нуждается в Вашей ПОДДЕРЖКЕ, а не критике.

  • Как бы досадно Вам ни было, сдержите свой первый порыв сказать о прокате и личности ребенка «все, что вы думаете».
  • Лучше всего, если Вы после соревнования просто отвлечете ребенка каким-то интересным делом (кино, игра в снежки и т.д.) и НЕ БУДЕТЕ ГОВОРИТЬ О ПРОКАТЕ, в том числе разбирать ошибки.
  • Вы окажете реальную помощь, поддержку ребенку, если после неудачного выступления скажете: «Тебе обидно, досадно, я понимаю», «Ничего, в следующий раз ты выступишь лучше! Я в этом уверен!», «Да, прокат  был    сегодня не самым лучшим, но это не катастрофа», «В твоей        жизни будет еще много выступлений и это – лишь одно из них!    Все только начинается!», «Выше нос!», «Я люблю тебя!»
  • Ваши слова должны быть искренними, дети моментально чувствуют ложь.
  • Вместо слов или в сочетании с ними очень хорошо оказать невербальную (без слов) поддержку – молча положить руку на плечо, обнять и т.д.
  • Помните, все, что нужно было сказать об ошибках вашего фигуриста, ему уже сказал тренер. ВЫ – НЕ ТРЕНЕР! ТРЕНЕР должен быть единственным и непререкаемым авторитетом (даже если Вы с ним не согласны). Тем самым Вы спасете своего ребенка от мучительного выбора, кому же ему все-таки слушать, кому подчиняться?
  • Ни в коем случае не ставьте в пример своему ребенку более успешного на Ваш взгляд фигуриста. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, его успехами и неудачами в прошлом.
  • Если через полчаса после выступления Вы все еще «кипите», срочно в тренажерный зал! Пусть гром и молнии бушуют там – тренажеры к этому отнесутся более спокойно, чем нежная психика Вашего ребенка.
  • Если все же Вы не можете перебороть себя и хотите сказать «всю правду», помните, иногда лучше молчать, чем говорить.
  • В конце концов, ничего страшного не случится, если Вы выскажете свое мнение завтра, еще лучше послезавтра, когда страсти в Вашей душе «улягутся». Но при этом помните: сначала похвала – 80%, критика – 20%.
  • Критикуя прокат ребенка, НЕ переключайтесь на личность: «Ты плохо откатала, потому что ты всегда такая…».
  • Учите ребенка во время проката не погружаться в «переживание» своей ошибки, ему надо думать о дальнейшем выступлении. Анализировать, переживать – после проката!
  • Проанализируйте, почему Вас настолько задевают и выбивают из колеи ошибки Вашего ребенка? Может быть, таким образом, Вы реализуете через него свои несбывшиеся мечты?...

Таблица наглядно показывает, каких достижений должен добиваться юный фигурист, обучающийся одиночному катанию.

Год обучения Возраст обучаемого, лет Год рождения Начало учебного года Конец учебного года
1 4-5 2009-2008 Без разряда Без разряда 
2 5-6 2008-2007 Без разряда Юный фигурист
3 6-7 2007-2006 Юный фигурист III Юношеский
4 7-8 2006-2005 III Юношеский II Юношеский
5 8-9 2005-2004 II Юношеский I Юношеский
6 9-10 2004-2003 I Юношеский II Спортивный 
7 10-12 2003-2001 II Спортивный  I Спортивный 
8 12-14 2001-1999 I Спортивный Подтверждение I спортивного, КМС