Правила игры в бильярд

Общие правила

Удар по битку. Должен производиться передней частью наклейки кия в направлении с продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна быть выше пола. Выполнение удара каким-либо иным способом штрафуется.

Розыгрыш начального удара. Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, направляя свои битки к борту. Побеждает игрок, чей шар, отразившись от него, останавливается ближе к переднему. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии, то розыгрыш повторяется. Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Расстановка шаров. Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливаются вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной в отметке и основанием параллельно короткому борту.

Начальный удар. При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома (с руки из дома). Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также в результате этого удара в другие лузы, засчитываются. Удар с руки производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома. Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временно ограниченным задней линией.

Сыгранные шары. Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правил попадают в лузы. Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре. Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания к борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

Выскочившие шары. Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара на поверхности стола (на борту, на полу и т. д.). Шар остается в игре, если ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (часть борта, скобу лузы, осветительный прибор и т. п.), самостоятельно вновь на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола иной объект (кий, мел, одежду и т. п.), то он считается выскочившим даже в случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность. Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не правильно забитые шары засчитываются. Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в "Американку" биток выставляется на общих. При игре в "Московскую" и "Русскую пирамиду", вступающий в игру с производит удар битком с руки из дома.

Выставление шаров. Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры. Все выставленные шары считаются прицельными.

Положение шара. Определяется положением его центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне.

Начало и завершение удара. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Удар по близко стоящему прицельному шару (не более радиуса шара), а также на расположенном битку должен выполняться на резке под углом 450 и более в сторону от центров либо таким образом, чтобы биток после соударения не остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая штрафной зоны. За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

Вступление в игру соперника. Соперники вступят в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

Штрафы. Штрафы налагаются в следующих случаях: если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров; если после удара биток выскочил за борт; если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара; если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола; при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время удара - кием, машинкой, рукой, одеждой и т. п.; за выполнение неправильного удара по битку; при неправильном ударе по близко стоящему прицельному шару; за выполнение удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от чем на ? радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар; при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды; за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта; если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо находящийся прицельный шар; при нанесении удара не битком ("Русская пирамида" и "Московская"); при падении битка в лузу ("Русская пирамида"); при неправильном отыгрыше ("Американка"); если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешнего длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола; при вмешательстве в игру соперника. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, штраф взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

Зависшие шары. Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, оставаясь неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а не падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного сотрясения бильярдного стопа. Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара. Игра продолжается на общих основаниях. Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а он до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию, удар повторяется, при этом штраф не налагается.

"Глухая" позиция. Если шары сгруппировались возле одной из луз и при этом луза оказалась блокированной, а так же в иных случаях, когда после продолжительной отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья, после предупреждения имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право после удара определяется розыгрышем и игра продолжается с руки из дома.

Вмешательство постороннего. Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию, удар повторяется, при этом штраф не полагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т. п. Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

Вмешательство соперника. Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, он штрафуется, позиция восстанавливается судьей и игра продолжается. Если соперник задержит играемый шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным, и играющий производит последующий удар. Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара. Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья действует согласно разделу "Неспортивное поведение".

Умышленное затягивание игры. Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья вместо предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

Американка

При игре в "Американку" следует руководствоваться "Общими правилами" и нижеследующими правилами.

Цель игры. Первым забить восемь шаров.

Используемые шары. Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть прицельным шаром.

Расстановка шаров. Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной в задней отметке.

Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

Ведение игры. Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.

Отыгрыш. Отыгрыш считается правильным в следующих случаях: если один из шаров, перейдя через центральную линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него какой-либо другой шар; если центральную линию пересекли два шара (биток и прицельный шар); если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго, откатив от него какой-либо второй шар. Выполнение отыгрыша какими-либо другими способами штрафируется.

Выставление шаров. Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Штрафы за нарушения. За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается с первого забитого им шара.

Русская пирамида

При игре в "Русскую пирамиду" следует руководствоваться "Общими правилами", а также нижеследующими правилами.

Цель игры. Первым набрать 71 очко.

Используемые шары. Биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от единицы до пятнадцати. Биток номера не имеет и должен отличаться от прицельных шаров по цвету или разметкой.

Расстановка шаров. Прицельные шары расставляются в форме треугольной пирамиды с верхушкой в задней отметке. Шары ставятся вплотную друг к другу в следующем порядке: ряд - 4; 2-ой ряд - 5, 6; 3-й ряд - 7, 1-й, 8; 4-й ряд - 9, 14, 13, 10; 5-й ряд.

Ведение счета. За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается число очков, равное номеру, а за сыгранную единицу (туза) - 11 очков, таким образом, общее количество очков - 130. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков.

Начальный удар. Начальный удар производится с руки из дома.

Заказ. Перед выполнением удара играющий должен заранее указать конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. Заказ адресуемого шара должен быть четким и ясным. До удара заказ может быть изменен и объ. Изменение заказа в процессе удара не допускается. При правильном сыгрывании заказанного шара все шары, упавшие в лузу от произведенного удара, засчитываются.

Выставление шаров. Все неправильно забитые, незаказанные и выскочившие прицельные шары выставляются на заднюю отметку. Если выставляется несколько прицельных шаров, то они выставляются в порядке возрастания номеров вплотную друг к другу от продольной линии в сторону заднего борта. Если задняя отметка занята, то шар выставляется на продольной линии в сторону заднего борта ближе к мешающему прицельному шару, но не вплотную.

Штрафы за нарушения. За каждое нарушение с текущего счета нарушителя списывается 5 очков и текущему счету соперника прибавляется 5 очков.

Игра при счете 70:70. Если каждый из игроков набирает по 70 очков, то последний забитый прицельный шар выставляется на заднюю отметку. Право последующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дома и ведется до шара или штрафа.

"Патовая позиция". Если каждый из игроков преднамеренно совершает три нарушения правил подряд (тушует биток, забивает его в лузу, продвигает биток вперед без прицельных шаров и т. п.) и при этом позиция прицельных шаров не изменяется, игра приостанавливается, после чего на стопе остается лишь один прицельный шар, каждому из игроков засчитывается по 70 очков и игра продолжается по правилам "Игры при счете 70:70". Примечание: после второго нарушения подряд должно последовать предупреждение со стороны судьи.

Бильярдная терминология

АБРИКОЛЬ
-удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
БИТОК
-шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.
ВИНТ
-децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.
ВЫСКОЧИВШИЙ ШАР
-шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
ВЫХОД
-удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.
ДОМ
-часть игровой поверхности стола между передней линией и задним бортом.
ДУПЛЕТ
-удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.
ЗАДНЯЯ ЛИНИЯ
-линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
ЗАКАЗ
-требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
ЗАКАЗНАЯ ЛУЗА
-объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.
ЗАКАЗНОЙ ШАР
-объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.
ИГРА С РУКИ ИЗ ДОМА
-удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.
ИГРОВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ СТОЛА
-покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.
КАРАМБОЛЬ
-удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
КИЙ
-бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.
КИКС
-неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.
КЛАПШТОСС
-удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.
КОНТРТУШ
-обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.
МАЗКА
-позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.
МАШИНКА
-бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.
МЕЛ
-сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.
НАКАТ
-удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.
НАКЛЕЙКА
-приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.
ОБОРОТНЫЙ (КРУАЗЕ)
-разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.
ОТТЯЖКА
-удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.
ОТ ШАРА
-удар, при котором прицельный шар или биток попадает в лузу, коснувшись другого шара.
ОТЫГРЫШ
-позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.
ПАРТИОННЫЙ ШАР
-шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ
-линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
ПИРАМИДА
-начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.
ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР
-любой шар на столе, кроме битка.
ПРОДОЛЬНАЯ ЛИНИЯ
-линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
-правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.
РОЗЫГРЫШ
-процедура определения участника, вступающего в игру первым.
СЕРИЯ (С КИЯ)
-последовательность результативных ударов одного из участников.
ТРЕУГОЛЬНИК
-бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.
ТУРНИК
-толстая часть кия.
ТУШ
-прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.
УДАР НА РЕЗКЕ
-удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
УПРУГИЙ БОРТ
-покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.
ФОРА
-дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.
ФУКС
-шар, упавший неожиданно, непредвиденно.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
-линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ОТМЕТКА
-точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
TravelLine: ���������